Налогообложение. Последствия несоответствия произведенных расходов задекларированным доходам. | Печать |

С 01.01.2000 года вступили в силу статьи 86.1-86.3 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которыми вводится налоговый контроль за расходами физических лиц - налоговых резидентов РФ.

 

Целью налогового контроля за расходами физического лица является установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. К имуществу, расходы на приобретение которого контролируют налоговые органы, относятся следующие объекты:

  • недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений;

  • механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

  • акции открытых акционерных обществ, государственные и муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты;

  • культурные ценности;

  • золото в слитках.

В соответствии с вышеназванными статьями Налогового кодекса РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в Москве это - Москомрегистрация), обязан не позднее 15 дней после регистрации сделок купли - продажи недвижимости направить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию о зарегистрированных сделках. Соответственно, если недвижимость приобретена на основании какого-либо иного договора, кроме договора купли-продажи, то Москомрегистрация формально не обязана сообщать в налоговый орган о совершенной сделке с недвижимостью.

Если же все-таки информация о сделке дойдет до налоговых органов, то дальше ситуация будет развиваться следующим образом.

В случае, если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах средств, которые были использованы на приобретение имущества.

Физические лица при получении письменного требования налогового органа, основанного на имеющихся у него сведениях, обязаны представить в течение 60 календарных дней специальную декларацию с указанием всех источников и размеров средств, израсходованных на приобретение имущества, указанного в требовании налогового органа.

Лицо, представляющее специальную декларацию, вправе приложить к ней копии документов, заверенные в установленном законом порядке, подтверждающих указанные в ней сведения.

По требованию налоговых органов составителем специальной декларации или его представителем должны быть представлены для ознакомления подлинники документов, копии которых были приложены к указанной декларации.

В случае, если в результате проведенной проверки налоговые органы установят, что физическое лицо уклонялось от уплаты налогов, скрыло налогооблагаемую базу подоходного налога, умышленно скрыло свои доходы, то налоговые органы будут решать вопрос о привлечении физического лица к ответственности, в том числе к уголовной.

Действующий Уголовный кодекс РФ содержит статью 198 "Уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды" следующего содержания: " Если обнаруженное налоговое правонарушение не попадает под вышеназванный состав преступления, то физическое лицо может быть привлечено к ответственности по следующим статьям Налогового кодекса РФ: статья 119 "Непредставление налоговой декларации", статья 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога".

Фактически, как говорят и налоговые органы, и представители Москомрегистрации, нормы Налогового кодекса РФ о контроле за расходами в настоящий момент носят в основном декларативный характер. Объем информации о сделках купли-продажи недвижимости, сообщаемый МосКомРегистрацией в налоговые органы, слишком велик, из-за нехватки штатов, опыта, отработанного механизма налоговые органы в настоящий момент не в состоянии осуществлять контроль по всем заключенным сделкам. Поэтому пока проводятся только выборочные проверки.

Кроме того, есть информация, что в кулуарах Государственной Думы рассматривается законопроект о приостановлении действия статей НК РФ о налоговом контроле за крупными расходами. В качестве причины приостановления называется отсутствие практического механизма реализации продекларированных норм.

В конце июня 2000 года Бюджетный комитет Госдумы РФ одобрил поправку вице-спикера Думы Георгия Бооса, приостанавливающую действие контроля за расходами граждан до 01.01.2001 года. По мнению Бооса в настоящее время налоговые органы не в состоянии проконтролировать большое количество совершаемых сделок. К тому же пока не созданы центры по обработке поступающей информации. В настоящее время такой центр есть только в Москве, но и тот с трудом справляется с имеющимися данными. Кроме того, Г.Боос высказал опасение, что в ситуации, когда нет возможности контролировать всех, будет практиковаться выборочный контроль за крупными расходами, что не исключает "политической выборки".